Бесконечное путешествие

Как не просидеть всю жизнь дома

Решение типовых задач GPS-ориентирования с помощью OziExplorer

В этом посте я постараюсь собрать все типовые задачи по GPS-ориентированию. Решать мы их будем с помощью OziExplorer. Я использую английскую версию OziExplorer, чтобы не было разночтений в переводе тех или иных пунктов меню.

Итак, поехали!

Ozi_0

Типовые задачи ориентирования с помощью OziExplorer

Построение отрезка между точками

Один из базовых приемов, используется для определения местоположения третьей точки, например на пересечении двух отрезков. Итак, ставим две произвольные точки на карте. Для этого жмем кнопку Ozi_2 и дважды кликаем где-то в карте. Создадутся две точки с именами 1 и 2. Отрезок между ними можно построить, построив маршрут от точки 1 до 2 или наоборот. Жмем Ozi_3 и открывается окно редактора маршрутов

Ozi_4

Выбираем AddWP и кликаем две точки на карте – между ними рисуется синий отрезок.

Чтобы убрать его с карты – выбираем наш маршрут в окне и жмем Clear.

 

Построение точки по заданным азимуту и расстоянию

Для этого в OziExplorer есть функция “Project New Waypoint”, находится она в меню, открывающимся по щелчку правой кнопкой мыши по точке. Кликнем по точке 1 и войдем в это меню

Ozi_5

From Waypoint – точка, от которой производится проецирование

Projection – тип расчета проекции либо Широта/долгота либо через UTM

Bearing – азимут (угол между направлением на север и искомым направлением, отсчитывается по часовой стрелке) можно выбрать истинный или магнитный (в свойствах карты должно быть указано магнитное склонение)

Distance – расстояние от текущей точки

Distance Unit – единицы измерения расстояний

Когда Вы ввели все значения жмем кнопку Project

Ozi_6

В сообщении говорится, что точка спроецирована и ее название 3

Построение окружности заданного радиуса

Довольно часто встречается задача – построить точку на удалении от 2-х, 3-х, 4-х точек, расстояния от них известны, а вот азимуты нет. Тут нам на помощь придет возможность нарисовать окружность. Для этого заходим в свойства точки (кликаем по ней правой кнопкой мыши и выбираем Properties)

Ozi_7

В свойствах мы видим Proximity Distance – в это поле мы вводим число метров, равное радиусу нужной окружности и жмем Save(вообще это поле используется при навигации – при попадании в этот круг OziExplorer скажет нам, что мы приближаемся к точке)

Ozi_8

И мы увидим заштрихованный круг с центром в точке 3.

Построение точки

Теперь, когда мы умеем спроецировать точку, строить отрезок и круг, мы можем вычислять местонахождение точек заданных, например, так:

Точка 4 находится между точками 1 и 2 в 3000 метров от точки 3

Увеличиваем по максимуму место пересечения нашего отрезка и круга и ставим точку в место их пересечения

Ozi_9

 

Мои рекомендации по построению точек:

Старайтесь называть и отмечать точки осмысленно, OziExplorer позволяет менять название, цвет и вид маркера. Я обычно пользуюсь только изменением названий и цвета 🙂

Yellow – еще не взятые, но точно известные

Aqua – еще не взятые, известные примерно

Orange – взятые точки

Lime – опорные точки для построения, так же их имена имеют в названии имя искомой точки и номер вспомогательной, например T4_1 и T4_2

Опорные точки старайтесь размещать максимально близко к краям карты и удалять сразу, как они стали не нужными . Это же правило касается и кругов с отрезками – карта должна быть максимально свободной от не нужной информации.

Более сложные задачи, решаемые с помощью описанных выше методов.

Построение точки на продолжении заданного отрезка

Задача: Точка 7 находится на расстоянии 1км от точки 6 на продолжении отрезка 5-6.

Для этого нам надо узнать азимут от точки 5 на точку 6 и далее просто спроецировать точку 7 от точки, как было описано выше, использую найденный азимут. Жмем Ozi_10 на панели или идем в View->Distance between waypoint или Alt+D

Ozi_11

выбираем в левом окне 5 и в правом 6. Тут мы видим две колонки цифр. На малых расстояниях они будут идентичны, а вообще разные, т.к. для расчета используется разная математическая модель.

 

P.S. Если кому-то эта тема интересна, то следующей серией можно разобрать пример решения каких-нибудь заданий с реальных соревнований.

Понравилась статья? Будет много интересного! Подпишитесь на обновления:

Поделиться в соц.сетях

Категория: Tips & Tricks, Навигация
  • Светлана сказал:

    Однако, соревнования по ориентированию имеют серьезную основу.

    • nord_tramper сказал:

      Именно так — что обычное ориентирование по карте, что GPS-ориентирование )

  • krestalex сказал:

    Я как первую картинку увидел, так мне плохо стало. Совсем я глух в ориентировании и тем более в картографии :))
    Кстати, там опечаточка небольшая в строке «Aqua – еще не взятые, ищветсные примерно» 🙂

    • nord_tramper сказал:

      Это все пригодится, если искать что-то на картах, если расположение этого чего-то точно не известно. Чаще всего сейчас это на соревнованиях используется 🙂

  • Александр Большаков сказал:

    Спасибо за подробный пост, это один из лучших материалов в сети на эту тему. Сразу видно, автор знает о чём пишет.

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

*